Способы и особенности размещения информации о госзаказах: требования 44-ФЗ

Способы и особенности размещения информации о госзаказах: требования 44-ФЗ

Тендерное сопровождение дает возможность избежать многих ошибок при решении организационных вопросов участия в конкурсах или аукционах. Что оно включает в себя?

Способы определения поставщиков в рамках госзаказа

По законодательству заказчик вправе провести выбор поставщика разными способами. Это прописано в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ). Закон выделяет следующие способы отбора исполнителя:

  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием (закрытый и открытый);
  • двухэтапный конкурс (закрытый и открытый);
  • электронный аукцион;
  • закрытый аукцион.

Рассмотрим каждый способ более подробно.

Открытый конкурс

Является самым распространенным видом. Чаще всего с помощью конкурса открытого типа заказчики ищут поставщиков для выполнения, например, технически сложных работ. Для победы в тендере необходимо предложить наиболее интересные условия исполнения контракта, а не самую выгодную цену.

Информация о проведении таких закупок размещается в единой информационной системе. Принять участие в открытом конкурсе может любой исполнитель, соответствующий требованиям, прописанным в конкурсной документации. Процедура определения победителя проходит публично, предложения участников оценивает конкурсная комиссия. Информация о результатах тендера является общедоступной.

Закрытый конкурс

Процедура проведения закрытого конкурса схожа с процедурой проведения открытого. Отличие составляет способ выбора участников. К участию в закрытом конкурсе допускаются только те поставщики, которые получили приглашение от заказчика. Информация о проведении тендера и его результатах не является публичной. В целом закрытый конкурс проводится при:

  • закупках для государственных нужд, когда сведения об этом составляют государственную тайну;
  • закупках, являющихся государственной тайной (сведения об этом должны быть предусмотрены в конкурсной документации);
  • госзаказе услуг по уборке помещений;
  • госзаказе услуг водителей для судей и судебных приставов;
  • госзаказе услуг по страхованию, охране и транспортировке ценностей государственного фонда, драгоценных металлов, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов.

Конкурс с ограниченным участием (закрытый и открытый)

Законодательством (пункт 2 статьи 56 44-ФЗ) предусмотрено только два случая проведения конкурса с ограниченным участием:

  • когда нужно выполнить работы, обеспечить поставку технически или технологически сложных товаров, услуг. То есть когда госзаказ могут выполнить только поставщики, которые обладают соответствующим уровнем квалификации;
  • когда требуется выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

Конкурс с ограниченным участием проводится в один этап с предквалификационным отбором. При проведение предквалификационного отбора к поставщикам, помимо общих, могут предъявляться дополнительные требования. Победителем тендера становится исполнитель, прошедший отбор и предложивший наиболее выгодные условия исполнения контракта.

Открытый и закрытый конкурсы с ограниченным участием различаются методом выбора поставщика. При открытом тендере информация о его проведении публикуется в единой информационной системе и доступна неограниченному кругу лиц. В закрытом конкурсе участвуют только те исполнители, которые получили приглашения от заказчика. В целом процедура проведения конкурса аналогична открытому способу.

Двухэтапный конкурс (закрытый и открытый)

Двухэтапные конкурсы проводятся, когда необходимо:

  • заключить контракт на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, а также энергосервисный контракт;
  • провести обсуждение предмета закупки с поставщиками для уточнения характеристик госзаказа;
  • в целях создания произведения литературы или искусства.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе поступают заявки без указания стоимости, также уточняются характеристики предмета закупки и критерии оценки. На втором этапе заказчик рассматривает заявки с ценой. Победителем становится поставщик, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Закрытый двухэтапный конкурс проводится, когда применяются закрытые виды госзакупок. Информацию и приглашение о тендере получает ограниченный круг лиц. При открытом двухэтапном конкурсе извещение публикуется в единой информационной системе, принять участие может любой желающий.

Электронный аукцион

В последнее время все большей популярностью пользуется электронный аукцион. Он организовывается в случаях, когда заказчик точно знает, какой объем товара или услуг и какого качества ему нужен. Аукцион в электронной форме проводится открытым способом. Информация о нем публикуется в единой информационной системе для неограниченного круга лиц. К участию допускаются исполнители, у которых есть электронная подпись (ЭЦП) и аккредитация на одной из государственных электронных площадок (ЭТП). Сегодня площадок, где размещаются госзаказы, пять:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»;
  • ЗАО «ММВБ-Информационные технологии»;
  • ООО «РТС-тендер».

Заявки исполнителей доступны для просмотра всем участникам, поэтому в процессе торгов каждый может корректировать свое предложение. Победителем становится тот поставщик, который предлагает наибольшее количество товаров по самой выгодной цене.

Закрытый аукцион

Критерий выбора победителя — самая выгодная цена. Участвовать в закупках могут те исполнители, которые получили приглашение от заказчика. Закрытый аукцион проводится в случаях, когда закупки необходимы для:

  • федеральных нужд, составляющих государственную тайну;
  • страхования и транспортировки драгоценных камней и металлов, принадлежащих государству, а также предметов музейных коллекций, имеющих историческое и культурное значение;
  • выполнения услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

Этапы размещения информации о проведении процедуры определения поставщика

Основными этапами подготовки и размещения информации о проведении конкурса являются:

  • подготовка конкурсной документации;
  • публикация извещения;
  • размещение в открытом доступе конкурсной документации.

Подготовка конкурсной документации. Конкурсная документация содержит условия проведения торгов и должна соответствовать требованиям к оформлению. Она является одним из ключевых моментов, которым руководствуется заказчик при выборе победителя. Документация включает в себя:

  • описание объекта закупки;
  • порядок предоставления заявок и их обеспечения;
  • критерии оценки предложений;
  • проект контракта.

После того как пакет будет готов, он размещается в единой информационной системе и на ЭТП (в случае проведения электронных торгов).

Публикация извещения. При условии проведения открытого конкурса заказчик публикует извещение о проведении тендера в единой информационной системе. Сведения об электронном аукционе также публикуются в ЕИС за 7 дней до даты окончания приема заявок, если цена контракта не превышает 3 млн рублей, или за 15 дней, если превышает указанную сумму. Также информацию о таком аукционе можно размещать в СМИ.

Размещение в открытом доступе конкурсной документации. Конкурсная документация публикуется одновременно с извещением о проведении открытого конкурса в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с предложениями участников. Доступ к этим сведениям бесплатный. По запросу документация может предоставляться всем заинтересованным лицам после публикации извещения. Любые изменения условий контракта размещаются в ЕИС.

Конкурсная документация об электронном аукционе также публикуется в ЕИС одновременно с извещением.

Особенности размещения госзаказов способом открытого конкурса или аукциона

При размещении госзаказов способом открытого конкурса или аукциона конкурсная документация и извещение являются общедоступными. Извещение о тендере должно содержать следующие сведения:

  • название, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика;
  • краткое изложение условий контракта;
  • способ определения исполнителя;
  • срок, место и порядок подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контракта.

Одновременно с извещением публикуется конкурсная документация, где потенциальные участники могут ознакомиться с описанием объекта закупки. Это описание регулируется законодательством и соответствует следующим правилам:

  • в описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта;
  • описание должно быть объективным;
  • описание должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию;
  • описание может включать в себя планы, чертежи, эскизы, фотографии и прочие изображения;
  • при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку объекта закупки.

Помимо описания объекта закупки конкурсная документация содержит также следующие сведения:

  • название и описание объекта закупки;
  • обоснование начальной цены контракта;
  • информацию о валюте;
  • требования к содержанию предложения участников;
  • информацию о возможности изменения условий контракта заказчиком;
  • порядок и срок отзыва или возврата заявок на участие;
  • порядок предоставления разъяснений конкурсной документации участникам;
  • критерии оценки предложений;
  • размер обеспечения заявки, контракта;
  • информацию о контрактной службе;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Размещение извещения и конкурсной документации в рамках конкурса с ограниченным участием

Размещение конкурсной документации и извещения о проведении конкурса с ограниченным участием не отличается от процедуры информирования об открытом конкурсе. Все сведения публикуются в единой информационной системе и бесплатно доступны для любых поставщиков.

Однако конкурсная документация и извещение о таком виде тендера требуют внимательного ознакомления, поскольку к участникам, помимо единых требований, могут предъявляться дополнительные:

  • опыт работы, связанный с предметом госзаказа, и деловая репутация;
  • финансовые возможности для исполнения госзакупок;
  • необходимое для исполнения контракта количество специалистов;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения госзаказа.

Нюансы объявления двухэтапного конкурса в системе госзаказов

Содержание конкурсной документации и извещения об объявлении двухэтапного конкурса соответствует требованиям, предъявляемым к информированию об открытых конкурсах. Однако такой тендер может предусматривать также дополнительные условия (о них говорилось выше) для прохождения предквалификационного отбора.

Документация и извещение о госзакупках размещаются в единой информационной системе и являются общедоступными. По итогам первого этапа уточненная конкурсная документация также публикуется ЕИС.

Размещение госзаказов в рамках электронного аукциона

Извещение о проведении электронного аукциона может быть опубликовано в СМИ, помимо размещения в ЕИС. Содержание документа соответствует информации об открытом конкурсе, но дополнено несколькими пунктами. В нем указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок;
  • дата проведения аукциона;
  • размер обеспечения заявок;
  • требования к участникам и перечень документов, которые нужно предоставить;
  • условия, запреты и ограничения допуска товаров из иностранных государств.

Конкурсная документация размещается в ЕИС одновременно с извещением. Информация, которая в ней прописана, соответствует требованиям к содержанию документации при открытых конкурсах.

Итак, способы размещения госзаказов напрямую зависят от целей и задач заказчика, а также требований к участникам и объекту закупки. Участник должен не только удовлетворять предъявленным к нему условиям, но и на основе тендерной документации составить конкурентоспособное предложение.

Как получить госзаказ?

Для того чтобы получить госзаказ, нужно определиться с видом конкурса или аукциона, в котором шансы на победу будут максимальны, а также внимательно ознакомиться с требованиями к участникам. Однако самостоятельно изучить и вникнуть во все тонкости и нюансы тендерной документации, не упустив из виду ни одно, даже, казалось бы, незначительное требование, бывает очень сложно. Шансы на победу значительно повышаются при обращении к профессионалам.

Таким профессионалом является, например, «Тендер-Гарант». За долгие годы работы в сфере госзакупок компания приобрела бесценный опыт. Специалисты «Тендер-Гаранта» объяснят любую, даже самую непонятную, формулировку закона, помогут грамотно и в срок составить и подать документы. Компания не бросает своих клиентов на половине пути, поскольку оформление заявки — это только первый шаг участия в тендере. Специалисты компании готовы оказать помощь поставщикам на всех этапах работы с госзаказом. Подробнее с услугами компании можно ознакомиться здесь: www. tendergarant. ru .

Comments are closed