Слово «конкурс» часто встречается в деловой практике. Порой оно употребляется как синоним понятий «тендер», «торги» и т. п. Попробуем ответить на вопрос о том, что такое конкурс, зачем он нужен и как подготовиться к нему хозяйствующим субъектам.
По своей сути конкурс — это способ найти контрагента для важного контракта. Причем подразумевается, что желающих заключить такой контракт с организатором конкурса несколько, а потому нужно отобрать среди них лучшего. При этом лучшим станет не обязательно тот, кто предложит самую привлекательную цену, а тот, кто готов выполнить договор с соблюдением наилучших для организатора конкурса условий, в том числе и неценовых.
Итак, можно выделить два основополагающих признака конкурса:
Оба этих признака сохраняются независимо от того, организует конкурс продавец или покупатель, а также от того, выступает организатором орган государственной власти или частное предприятие.
Конкурс на продажу (иначе называемый конкурсом продавца) является специфической формой реализации имущества. Это может быть имущество должника, выставленное на торги, приватизируемое государственное или муниципальное имущество, просто какая-то собственность, предназначенная для продажи. Но, как правило, продавцу важна лишь та цена, которую готов дать ему покупатель. Поэтому в случае конкурентной борьбы за продаваемое имущество эта борьба проводится в виде аукционного торга, когда потенциальные покупатели соревнуются в том, кто предложит самую большую цену. Конкурс продавца нужен лишь в том случае, если при покупке приобретатель имущества возлагает на себя дополнительные обязательства: отремонтировать купленный объект культурного наследия, сохранить рабочие места на приобретенном заводе, разбить сад на купленном пустыре и т. п. В этом случае, чтобы получить реализуемое имущество по результатам конкурса, нужно предложить не просто лучшую цену, но и лучшие условия по надлежащему использованию приобретаемого имущества.
Но большинство конкурсов все же проводится не с целью продажи, а с целью покупки товаров, работ или услуг (такой конкурс называется конкурсом покупателя). Для покупки тоже может быть использован аукцион, при котором подряд достается тому, кто запросит наименьшую цену. Однако если не брать во внимание специфическую ситуацию в сфере госзакупок, то аукцион покупателя проводится нечасто, поскольку далеко не всегда самое дешевое оказывается самым лучшим. Если же покупателю нужно именно лучшее, и при этом за разумные деньги, то он устраивает конкурс.
Из документа
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ Статья 17
1. При проведении торгов <. > запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов <. > деятельности его участников;
2) создание участнику торгов <. > преимущественных условий участия в торгах <. >;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов <. >;
4) участие организаторов торгов <. > и (или) работников организаторов торгов <. > в торгах» <. >.
Зачем проводить конкурс и участвовать в нем
Если продажа или покупка может быть проведена без организации конкурентных условий, то конкурс не нужен. Не устраивают конкурс, например, при покупке билета в метро или при продаже земельного участка государству, поскольку в этом случае конкуренции просто нет. Нет смысла в конкурсе и тогда, когда важна только цена, — в этом случае разумнее устроить аукцион.
Но в большинстве случаев, даже на бытовом уровне, мы проводим конкурсные процедуры, не задумываясь об этом. Например, покупая ноутбук, мы сравниваем несколько моделей по их стоимости, характеристикам, фирме-производителю, а потом еще и выбираем тот магазин, в котором нам удобнее будет его купить. По сути, это и есть конкурс: выбор из нескольких вариантов лучшего, а не самого дешевого.
Но если для покупки одного ноутбука в личное пользование достаточно нескольких часов в Интернете, то для покупки коммерческим заказчиком тысячи ноутбуков (а тем более для строительства завода) необходим выбор подрядчика по формализованной процедуре. Базовые требования к такой процедуре установлены Гражданским кодексом и Законом о защите конкуренции 1. Суть этих требований сводится к тому, что конкурс должен проводиться открыто и по общим для всех правилам, т. е. в условиях, обеспечивающих максимальную конкуренцию. Это тот редкий случай, когда добросовестному заказчику самому выгодно соблюдать эти правила: ведь если конкурс проведен в условиях действительно свободной конкуренции, то поставщики, желающие получить этот подряд, сами предложат лучшие условия и разумную цену договора.
Для заказчика же участие в конкурсе — это прежде всего расширение рынка сбыта, возможность получить подряд на крупную сумму и установить долгосрочные связи с оптовым покупателем. Кроме того, иногда это и возможность получить репутационный доход. Так, в некоторых сферах деятельности статус государственного поставщика может служить конкурентным преимуществом, и такое преимущество можно получить, став победителем конкурса на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд.
Как узнать о конкурсе
Некоторые конкурсы проводятся в закрытом режиме (как правило, это связано с охраной государственной тайны при закупках для нужд обороны и т. п.). В этом случае о проведении конкурса можно узнать только по факту, а приглашения к участию в нем направляются лишь узкому кругу лиц.
Но в нормальной ситуации именно для обеспечения максимальной конкуренции на конкурсе его организатор публикует информацию о нем в широком доступе. Изначально для такой публикации использовались печатные издания, да и сейчас объявления о некоторых конкурсах можно найти в газетах. Но сведения о большинстве конкурсов покупателя публикуются сегодня в сети Интернет, что логично, поскольку именно так можно оповестить о конкурсе максимально широкий круг потенциальных поставщиков.
Основным источником информации об объявленных конкурсах в настоящее время является сайт www. zakupki. gov. ru. Именно на этом ресурсе обязаны публиковать извещения о проведении конкурсов государственные и муниципальные заказчики, казенные предприятия и бюджетные учреждения, госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, организации электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также дочерние и даже «внучатые» организации всех перечисленных выше заказчиков.
Помимо сайта www. zakupki. gov. ru информация о конкурсах публикуется в сети Интернет на сайтах электронных торговых площадок. Причем там можно найти информацию даже о тех конкурсах, которые не были объявлены на сайте www. zakupki. gov. ru в силу того, что их организаторы не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий заказчиков.
Гражданский кодекс требует опубликовать извещение о проведении конкурса не менее чем за 30 дней до наступления даты окончания приема заявок на участие в этом конкурсе 2. Специальные законы в ряде случаев сокращают этот срок до 20 календарных дней. Но даже в последнем случае у заинтересованного заказчика остается время на то, чтобы узнать о конкурсе и успеть подготовиться к участию в нем.