Как подать жалобу в ФАС

За 2014 год 40% от всех поданных жалоб были признаны обоснованными. Защищайте свои права, когда очевидно нарушение заказчика или оператора ЭТП. В законе о контрактной системе описаны все условия обжалования, а каждая жалоба и итоги ее рассмотрения публикуются на официальном сайте. При участии в госзакупках подать жалобу просто.

На что и когда жаловаться

Жалобу от участника в ФАС примут только в указанные сроки, и пока не подписан контракт. В другом случае, действия заказчика или оператора ЭТП можно будет оспорить лишь в суде. Жалобы по этапам участия в закупках:

Аккредитация

Жаловаться на оператора площадки можно за:

  • Несоблюдение сроков
  • Необоснованное отклонение заявки

Размещение извещения

Жалоба на заказчика:

  • На содержание проекта контракта в документации (например, нереальный срок выполнения)
  • На положения документации (формулировки столь неточны, что делают невозможным подачу заявки)

Жалобу может подать любой (не только участник размещения заказа). пока срок подачи заявок не окончен.

Рассмотрение заявки

Жалоба на заказчика:

  • На необоснованное отклонение заявки
  • На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства
  • На содержание протоколов заседаний комиссии

Только участник может подать жалобу. Для этого у него есть 10 дней с момента публикации протокола конкурса или аукциона и 7 дней для запросов котировок.

Проведение аукциона

  • на недоступность площадки во время проведения закупки
  • на неточности в протоколах
  • на несоблюдение сроков публикации

Куда жаловаться

  • В территориальное отделение ФАС (УФАС) – на заказчика по 44-ФЗ
  • В федеральное отделение ФАС – на действия оператора ЭТП

Также можно подать жалобу в суд, если вы недовольны решением ФАС, или если истекли сроки подачи жалобы.

Как подать жалобу

До подачи жалобы нужно:

  • Для урегулирования споров возможно понадобится всего лишь на этапе подачи заявки запросить у заказчика разъяснения пунктов закупочной документации.
  • Стоит убедиться, что другой участник закупки не подал аналогичную жалобу на эти действия заказчика или ЭТП. Вашу жалобу не рассмотрят, если до вас была подана подобная.

Оформление жалобы

Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, почтовый адрес, телефон, место нахождения.
  • Заявитель. наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора. если жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы .
  • Полный перечень документов , прилагаемых к жалобе.

Руководствуйтесь требованиями п.8 ст.105 44-ФЗ при составлении жалобы.

В своей жалобе вы можете указать желаемый результат ее рассмотрения. Например:

  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  • внести изменения в закупочную документацию,
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником,
  • отменить протокол рассмотрения заявок.

Подача жалобы в УФАС или ФАС

Способы доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Отозвать жалобу можно до принятия контрольным органом решения по ней. А вот повторно подать жалобу на те же действия и тех же лиц нельзя. Жалобы отзываются теми же способами, что и подаются.

Решение по жалобе

Комиссия примет или вернет жалобу в течение двух рабочих дней. разместит информацию на официальном сайте и уведомит заинтересованных лиц. В случае если жалоба принята, решение размещают в реестре на официальном сайте в течение трех рабочих дней .

Найти жалобу можно по:

  • наименованию закупки или заказчика,
  • номеру жалобы,
  • субъекту,
  • номеру извещения о закупке.

Жалоба может быть не принята, если

  • жалоба не соответствует установленным в законе требованиям,
  • истекли установленные сроки подачи жалобы,
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  • по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).

Жалоба принята и признана обоснованной

Вместе с решением на официальном сайте публикуют предписания заказчику. Например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Предписания выдаются не всегда. Бывают случаи, когда нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, либо контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной

Вся информация о принятом решении будет размещена на официальном сайте. В документе будут ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Подобное решение можно обжаловать в суде в течение трех месяцев .

Если ваши интересы не удается восстановить жалобой в ФАС, возможно, стоит переключиться на участие в другой закупке с другим заказчиком.

Стоит ли обращаться в суд?

Если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги или поставленные товары, в суде вам должны помочь.

А вот если вы хотите побороться за заключение контракта, то готовьтесь к длительному судебному процессу.